Важную роль по  подготовке школьников к взрослой жизни играют готовность к нравственному поведению. Идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают стиль жизни,   профессию, строят свое будущее,  во многом зависит от воспитания, воздействия микросреды и внешних факторов. Нынешняя молодежь живет в непростое время. Снижение престижа нравственности, корыстные ориентации и интересы сугубо личного, прагматичного плана оказывают серьезное влияние на молодых людей. Интернет и социальные сети,  без которых сегодня трудно представить нашу жизнь, серьезно влияют  на социализацию современной молодежи, особенно сильное влияние на подростков. Быстрота  распространения и доступность информации, ее многообразие не всегда благотворно отражается  на  их поведении, а иногда социально и нравственно дезориентирует. Внешняя вульгарность, агрессивность, подражание моде – наносное самоутверждение. Как правило, за этим поведением скрываются совсем другие качества способные преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства  дела и поступки.  Военно-патриотическое воспитание является одной из основ для развития и  подготовки морально устойчивых, с  активной жизненной гражданской позицией, физически развитых молодых людей, патриотов, будущих защитников  Отечества.

 В настоящее время действует  Государственная  программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы”, которая  определяет, что  с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны. Повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

     Реализуя эту программу, в 2017 году  по инициативе директора школы  ГБОУ школа №449 Аксеновой О.В., был создан Морской экипаж, в который были набраны ученики 6-9 классов в возрасте 11 – 16 лет. Для занятий с учениками в системе дополнительного образования, была разработана и утверждена комитетом образования г. Пушкин,  в соответствии с рекомендациями «Концепции патриотического воспитания граждан  РФ»  с изменениями и дополнением от 24 декабря 2014 года «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», Общеобразовательная, общеразвивающая  программа военно-патриотической направленности  «Морской пехотинец».   

Цель программы: патриотическое, гражданское становление, военно-патриотическое воспитание и духовное развитие личности.

Задачи программы:

Обучающие: 
· познакомить со структурой и составом ВС РФ, назначением видов и родов войск, боевыми традициями ВС РФ, порядком прохождения военной службы;
· изучить основы ведения боевых действий и обязанности военнослужащего в бою, уметь выполнять действия в различных видах боя;
· изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
· получить знания о действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и метании ручных гранат и практически выполнить стрельбу из автомата боевыми патронами;
· знать поражающие факторы оружия массового поражения, способы защиты от него и сигналы оповещения, уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· уметь ориентироваться на местности различными способами и определять расстояния;
· твердо знать порядок и правила оказания первой медицинской помощи, уметь правильно оказать первую помощь себе и товарищу;
· изучить общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и должностных лиц суточного наряда, порядок выполнения приказа, требования воинской дисциплины, правила воинской вежливости и воинского приветствия;
· знать обязанности военнослужащих перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы и действия, как без оружия, так и с оружием;
· освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки
Развивающие:
· Развить навыки самостоятельной работы
· Развить навыки работы в команде
· Раскрыть потенциал каждого воспитанника
· Развивать интерес к военной и государственной службе, к социально значимой деятельности;
· Развивать познавательные интересы;
· Развивать навыки самообслуживания;
· Развивать и поддерживать хорошую физическую форму;
· Развивать позитивные личностные качества: организаторские способности, ответственность, смелость, коммуникативность и другие качества.
Воспитательные:
· Воспитание таких качеств, как доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность, терпение
· Воспитание уважительного отношения к работе других людей
· Формирование мотивации к выбору морской профессии
· Воспитание у учащихся чувства ответственности за результат своего труда и сделанный выбор
· Воспитывать у молодых людей патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;
· Воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;
· Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
· Воспитывать самостоятельность;
· Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
· Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности;
· Воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели.
     Механизм реализации программы основывается на комплексном подходе и на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Занятия проводятся по четвергам и пятницам еженедельно, кроме праздничных дней, а так же во время летних и зимних каникул. Продолжительность учебного дня – 2 часа, учебного часа – 40-50 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть и участием в соревнованиях учебная нагрузка для обучающихся составляет не более 7 часов. Срок реализации программы: 3 года.
Для воспитанников, поступивших на обучение в Морской экипаж устанавливается форма одежды:

 

– форменные брюки темного цвета;                                      

– синяя форменка с погонами;
– форменный воротник (гюйс);

– тельняшка;
– пилотка с эмблемой ВМФ;
– черные или синие однотонные носки;
– ботинки черного цвета;
– ремень поясной с бляхой ВМФ;
– ремень парадный (белый);
– аксельбант;
– перчатки парадные (белые);
– шапка-ушанка;
– куртка зимняя темного цвета.

Воспитанники, впервые поступившие на обучение в Морской  экипаж, под руководством директора школы, в присутствии почетных гостей   принимают Торжественную клятву. 

В период до установленной даты проведения ритуала с учениками, приводимыми к Торжественной клятве,  проводятся занятия, строевые тренировки, беседы, в ходе которых разъясняются суть и положения Торжественной клятвы. Акцентируется внимание на истории и традициях морского братства, изучался кодекс чести юного моряка и обязанности воспитанника Морского экипажа. К Торжественной клятве допускаются только те обучающиеся, которые за время пребывания в Морском экипаже школы и до дня проведения ритуала не имели грубых нарушений дисциплины, проявили себя сознательными и дисциплинированными учениками.  Посвящение в воспитанники Морского экипажа  проводится в торжественной обстановке перед  Государственным флагом Российской Федерации и знаменем  Военно-Морского Флота. Воспитанники дают  обещание  с достоинством и честью нести звание юного моряка, стать патриотами и надежными защитниками Отечества, беспрекословно выполнять Устав школы, кодекс чести воспитанника Морского экипажа, а также указания учителей и преподавателей. Добросовестно изучать школьные дисциплины, упорно и настойчиво овладевать знаниями, готовить себя к службе Отечеству. Воспитывать в себе  качества патриота и гражданина своей Родины, совершенствовать свою физическую подготовку, закаливать свое здоровье, воспитывать волю и характер.  Быть честными и дисциплинированными, уважительно относиться к товарищам и старшим, не совершать  недостойных поступков.

После приведения к Торжественной клятве  каждому воспитаннику  вручается нарукавный знак и погоны Морского экипажа.

 Воспитанники  Морского экипажа занимаются  согласно плану по программе в течение учебного года. В ходе   лекций, практических занятий,  тренировок  они овладевали необходимыми знаниями, навыками и умениями.